Начало работы выставки «СО-ТВОРЕНИЕ»
С 7 мая во Дворе Постникова начинает работу выставка художника Наталии Земляной «СО-ТВОРЕНИЕ».
Известный ученый – физиолог Алексей Алексеевич Ухтомский, размышляя о счастье человечества, вышел за рамки своей науки, положив начало новому направлению в философской антропологии. Он сформулировал закон заслуженного собеседника, когда воспитывается в каждом из нас доминанта на лицо другого человека.
Наталия Земляная принадлежит к поколению петербургских художников, которые продолжают развивать пластические традиции, уходящие корнями в искусство авангарда. Эта тенденция ярко выражена в современной художественной жизни Петербурга.
Каждое произведение художника – это текст, в котором чуткий и внимательный зритель способен считывать скрытые смыслы, прочитать этот текст в контексте мироощущения и миропонимания времени и эпохи.
Выставка «СО-ТВОРЕНИЕ» включает в себя более пятидесяти работ из собрания автора и частных коллекций и дает возможность проследить творческий путь художницы во всем его своеобразии, начиная с первых выставок 1989 года до настоящего времени.
Работы 1990-х годов объединены темой «Цветоформы». Это отвлеченные композиции, связанные, прежде всего, с универсальными категориями: пространство космоса – пространство картины. В беспредметных композициях пространственные и ритмические отношения берет на себя цвет. В работах «Лабиринт», «Напряжение и равновесие», «Синий овал», «Желтый ромб» и других можно уловить отзвуки поисков и Василия Кандинского в области цвета, Казимира Малевича, разрабатывавшего в супрематизме идею первоэлементов, из которых складывается структура Вселенной – квадраты, круги, овалы, ромбы… Тема это по-прежнему остается в творчестве художницы, обогащаясь новыми ассоциациями – ритмическими и музыкальными: «Соло синего ромба» (2009), «Свингующий ромб» (2015).
Названия произведений художницы часто очень конкретны – «Лето», «Цветущие деревья», «Цветок», «Утро», «Желтое облако», «Город у моря». Но это лишь камертон, помогающий зрителю настроиться на эмоциональную волну живописи. Локальные пятна и линии, строящие форму и пространство, приобретают самостоятельную ценность – звучность, фовистскую открытость или мерцание одного цвета сквозь другой. Художница охватывает пространство широко, как бы мгновенным взглядом, и видит основные направления и пропорции. Пропорции не в смысле количественной соразмерности, а в смысле ритма, создающего настроение.
Может быть, от этого Наталия Земляная так любит большие форматы картин. Рациональное и эмоциональное начало находятся у нее в динамическом равновесии, и эмоция чаще преобладает. Эмоция существует как метод работы. Именно она управляет случайностями, которые возникают в пластических формах уже в момент соприкосновения кисти с холстом, преобразуя диссонансы и хаос мира, его противоречия и контрасты в некую новую гармонию.
Одна из работ, включенная в экспозицию, «Ангел» (1990) была представлена в Русском музее на выставке «Ангелы в искусстве ХХ-ХХI веков в 2019 году. Обращение многих художников к вечным темам, сюжетам и образам является своеобразным поиском точки опоры в современном мире. Земляная вновь обращается к универсальным категориям, но теперь не формальным, как в цветоформах, а к духовной глубине внутреннего мира человека. Это особенность ее творческого мышления. В 2020 году художница подарила Псково-Изборскому объединенному музею-заповеднику работу «Ангелы», которую также можно увидеть на выставке.
В интервью художницы, опубликованном в этом году в петербургском журнале «Авансцена» № 3, на вопрос «В чем для Вас главная задача искусства?» Наталия Земляная ответила: «Здесь все просто для меня. Помогать людям взглянуть на мир другими глазами». Название выставки «СО-ТВОРЕНИЕ» приглашает зрителей сделать шаг навстречу художнику – стать его собеседниками и сотворцами.
Выставка будет работать во Дворе Постникова с 7 мая до 31 мая ежедневно, кроме вторника, с 11.00 до 18.00.