Скорей в музей!
«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

Неразгаданная загадка

15.12.2020

В процессе описания фонда драгоценных металлов выявились сведения и факты, которые значительно изменили датировку и атрибуцию нескольких вещей. Один из предметов считался выполненным западноевропейским мастером и воспринимался как часть сервировки стола. Это большой черпак с длинной слегка изогнутой и расширенной на конце ручкой с ковшиком, имеющим два слива, один из которых значительно шире другого. Он поступил в музей 6 ноября 1972 года от жительницы Пскова Прасковьи Васильевны Штраус под именем ложки для разливания крюшона. По-видимому, так она использовалась владельцами. Ложка досталась ей по наследству от мужа Фридриха Карловича Штрауса, который приобрел ее в ленинградском комиссионном магазине.


Ложка

Внутри ложка позолочена, на длинной ручке надпись на незнакомом языке и дата 1795 г. В Книге поступлений она названа «черпак». Обратила на себя внимание надпись. Для бытовой дарственной она слишком длинна. Но когда мы стали искать, кто бы перевел нам этот текст, оказалось, что это во многом устаревшая форма армянского языка. Через армянскую диаспору в храме св. Александра Невского мы нашли человека, способного адекватно перевести текст, но мы, к сожалению, знаем только то, что нам сообщили - имя и отчество Самвел Владимирович. Затем откорректировал этот перевод Армен Липаритович Мнацаканян, уже не работая в музее, он пришел нам на помощь. Выражаем благодарность им обоим за бескорыстное участие.


Ручка ложки

Надпись эта гласит: «Сия чаша память Сарукена Мовсеса мужа Эгисабет, которая была передана в качестве дара церкви св. Красин Катарины в 1795 году». Таким образом, оказалось, что этот предмет предназначался для церкви. Нынешний ассортимент патриарших мастерских в Софрино подсказал, что такого рода вещи производятся и теперь, и что мы имеем редко встречающуюся в музейных коллекциях ложку для переливания причастия из большой, вместимостью несколько литров чаши, где первоначально готовится причастие, в несколько потиров. Такие предметы были только в крупных храмах с большим количеством причастников, когда несколько священников одновременно из нескольких потиров причащают верующих. Дар был весомый – ложка весит почти четверть килограмма. С осторожностью можно предположить, что мы храним только часть дара Эгисабет и Сарукена Мовсеса, поскольку в надписи упоминается слово «чаша», вероятно вместе с ложкой был подарен и потир.


Армянская церковь Святой Екатерины на Невском проспекте в Санкт-Петербурге.

Ложка была изготовлена в С.-Петербурге мастером Ширмером (Schirmer). На ней стоит городовое клеймо с датой «1794» и клеймо пробирного мастера Н.М – Мощалкина Никифора (1772-1800 гг.). Для какого же храма был предназначен дар? В Пскове армянского храма не было никогда. Ближайший армянский храм св. Екатерины существует в Петербурге. В 1770 году по челобитной главы армянской общины И. Л. Лазарева (Ованеса Лазаряна) «с прочими армянами» последовало устное повеление Екатерины II «дозволить им построить в Петербурге церковь», возведение которой началось в 1771 году. В1780 году армянский архиепископ Иосиф (Аргутинский) при участии восьми священников и в присутствии князя Г.А. Потемкина-Таврического совершил освящение храма во имя великомученицы Екатерины, небесной покровительницы Императрицы. Строительство первого храма Армянской апостольской церкви в столице империи вызвало энтузиазм среди армянской диаспоры Петербурга. Церковь стала центром национальной культуры: при ней была открыта типография и школа. В мае 1930 года храм был закрыт. Во время Великой Отечественной войны в здании находился штаб ПВО, а после войны — мастерская декораций Театра музыкальной комедии. О судьбе предметов убранства ничего конкретного не известно.


Армянская церковь Святой Екатерины на Невском проспекте в Санкт-Петербурге.

Хранитель фонда драгоценных металлов Псковского музея связалась с настоятелем армянского храма о. Саргисом и с историком общины этого храма Лусинэ Гущян. Но о жертвователях по имени Сарукен Мовсес и Эгисабет, к сожалению, никаких сведений нет, также как и в Музее истории религии в Санкт-Петербурге. Таким образом, прочтение надписи уточняет назначение предмета, находящегося в нашем собрании, но кем были жертвователи драгоценной церковной утвари этого храма пока остается загадкой.


Декоративный элемент фасада церкви Святой Екатерины.

Автор статьи: Хранитель фонда драгоценных металлов и драгоценных камней И.А. Галицкая