Неразгаданная загадка
В процессе описания фонда драгоценных металлов выявились сведения и факты, которые значительно изменили датировку и атрибуцию нескольких вещей. Один из предметов считался выполненным западноевропейским мастером и воспринимался как часть сервировки стола. Это большой черпак с длинной слегка изогнутой и расширенной на конце ручкой с ковшиком, имеющим два слива, один из которых значительно шире другого. Он поступил в музей 6 ноября 1972 года от жительницы Пскова Прасковьи Васильевны Штраус под именем ложки для разливания крюшона. По-видимому, так она использовалась владельцами. Ложка досталась ей по наследству от мужа Фридриха Карловича Штрауса, который приобрел ее в ленинградском комиссионном магазине.
Ложка
Внутри ложка позолочена, на длинной ручке надпись на незнакомом языке и дата
Ручка ложки
Надпись эта гласит: «Сия чаша память Сарукена Мовсеса мужа Эгисабет, которая была передана в качестве дара церкви св. Красин Катарины в 1795 году». Таким образом, оказалось, что этот предмет предназначался для церкви. Нынешний ассортимент патриарших мастерских в Софрино подсказал, что такого рода вещи производятся и теперь, и что мы имеем редко встречающуюся в музейных коллекциях ложку для переливания причастия из большой, вместимостью несколько литров чаши, где первоначально готовится причастие, в несколько потиров. Такие предметы были только в крупных храмах с большим количеством причастников, когда несколько священников одновременно из нескольких потиров причащают верующих. Дар был весомый – ложка весит почти четверть килограмма. С осторожностью можно предположить, что мы храним только часть дара Эгисабет и Сарукена Мовсеса, поскольку в надписи упоминается слово «чаша», вероятно вместе с ложкой был подарен и потир.
Армянская церковь Святой Екатерины на Невском проспекте в Санкт-Петербурге.
Ложка была изготовлена в С.-Петербурге мастером Ширмером (Schirmer). На ней стоит городовое клеймо с датой «1794» и клеймо пробирного мастера Н.М – Мощалкина Никифора (1772-1800 гг.). Для какого же храма был предназначен дар? В Пскове армянского храма не было никогда. Ближайший армянский храм св. Екатерины существует в Петербурге. В 1770 году по челобитной главы армянской общины И. Л. Лазарева (Ованеса Лазаряна) «с прочими армянами» последовало устное повеление Екатерины II «дозволить им построить в Петербурге церковь», возведение которой началось в 1771 году. В1780 году армянский архиепископ Иосиф (Аргутинский) при участии восьми священников и в присутствии князя Г.А. Потемкина-Таврического совершил освящение храма во имя великомученицы Екатерины, небесной покровительницы Императрицы. Строительство первого храма Армянской апостольской церкви в столице империи вызвало энтузиазм среди армянской диаспоры Петербурга. Церковь стала центром национальной культуры: при ней была открыта типография и школа. В мае 1930 года храм был закрыт. Во время Великой Отечественной войны в здании находился штаб ПВО, а после войны — мастерская декораций Театра музыкальной комедии. О судьбе предметов убранства ничего конкретного не известно.
Армянская церковь Святой Екатерины на Невском проспекте в Санкт-Петербурге.
Хранитель фонда драгоценных металлов Псковского музея связалась с настоятелем армянского храма о. Саргисом и с историком общины этого храма Лусинэ Гущян. Но о жертвователях по имени Сарукен Мовсес и Эгисабет, к сожалению, никаких сведений нет, также как и в Музее истории религии в Санкт-Петербурге. Таким образом, прочтение надписи уточняет назначение предмета, находящегося в нашем собрании, но кем были жертвователи драгоценной церковной утвари этого храма пока остается загадкой.
Декоративный элемент фасада церкви Святой Екатерины.
Автор статьи: Хранитель фонда драгоценных металлов и драгоценных камней И.А. Галицкая