О работе реставраторов монументальной живописи
В фондах Псковского музея-заповедника находится большое количество фрагментов руинированной монументальной живописи, происходящих из знаменитых псковских памятников: Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, ц. Успения Пресвятой Богородицы в д. Мелетово, Троицкого собора, храмов Довмонтова города.
В основном, фрагменты были найдены во время проведения археологических раскопок на территории псковских храмов, частично – обнаружены и спасены реставраторами во время работ на памятниках (в подсыпке пола, в закладках кладки) или собраны хранителями после обрушения со стен.
Часть фондовой коллекции составляют целые пласты росписи, снятые со стен руин храмов. Широко известны росписи из храмов № 1 и № 9 (по атрибуции В.Д. Белецкого), которые после реставрации экспонируются в открытом хранении Государственного Эрмитажа «Старая Деревня».
В настоящее время, в связи с подготовкой новой исторической экспозиции, сотрудники музея и приглашенный художник-реставратор монументальной живописи Федоренко Т.К. приступили к разборке материалов раскопок 1945 г. (рук. Тараканова С.А.), 1959 г. (рук. Гроздилов Г.П.).
Было обследовано состояние сохранности фрагментов настенной живописи, проведены первоочередные консервационные работы и оценена вероятность подборки разрушенных композиций. Часто фрагменты соединялись по местам изломов, тогда они склеивались между собой по методике, разработанной в Государственном Эрмитаже и хорошо себя зарекомендовавшей на протяжении многих десятилетий.
Вряд ли разрушенные композиции будут полностью восстановлены, но фрагменты монументальной живописи дают богатую информацию о колорите и технологических особенностях настенных росписей, да и просто констатируют факт росписи храма. На фрагментах с хорошей сохранностью можно проследить манеру письма средневекового художника, варианты моделировки ликов и разделки одежд изображенных святых, палеографические особенности надписей.
Дальнейшее научное изучение этого материала поможет в датировке росписей, этапов ремонтов или поновлений, при подборке разрозненных фрагментов есть вероятность определения особенностей иконографических программ росписи.
Результаты труда реставратора мы сможем увидеть в обновлённой исторической экспозиции Псковского музея, а пока небольшой фоторепортаж.