Скорей в музей!
«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

Памяти Л.А. Творогова: из научного наследия псковского археографа

20.03.2023

Сегодня, в день рождения Леонида Алексеевича Творогова (20 марта 1900 – 28 июля 1978), известного исследователя псковской письменности, невольно вспоминаешь о всем значительном и прекрасном, что связано с именем этого выдающегося деятеля культуры.

Разумеется, главный вклад Творогова в отечественную и мировую культуру связан с созданным им Древлехранилищем Псковского музея-заповедника, уникальным собранием рукописных и редких книг.

Зададимся вопросом: как псковский ученый-археограф пришел к этому замыслу?

Как нам представляется, ответ кроется в первых научных поисках исследователя. В его ярких гипотезах, которые в будущем были скорректированы и даже опровергнуты. Ранние идеи Творогова отдают энергией, задором, смелостью. Леонид Алексеевич формулировал их необыкновенно увлеченно, провоцируя своих читателей на полемику и не меньший азарт. При этом Творогов на редкость последователен, первые годы пишет преимущественно о «Слове о полку Игореве».

Исследовательское упорство было настолько сильным, что ученый решает создать в 1949 году кабинет «Слова о полку Игореве». Именно этот кабинет и послужит главным триггером для создания в 1950-х годах Древлехранилища Псковского музея.

С середины 1940-х в поисках доказательств своей главной гипотезы о псковском происхождении одного из списков «Слова» ученый все чаще обращается к другим древнерусским памятникам, все больше интересуется средневековым литературным контекстом. Ранние идеи Творогова, как снежный ком, накладываются друг на друга, прирастают новыми догадками. Остается только удивляться, как в совершенно разрушенном послевоенном Пскове один из лучших тружеников этого города, терпящий несоизмеримые по нашему времени бытовые неустройства, ежегодно выступает в печати со своими яркими идеями! Хотя они и представляют определенный интерес для истории науки, сегодня очевидна их недостаточная подкрепленность фактами. Но очевидно и другое. Научные поиски конца 1930-х – начала 1950-х годов в области изучения «Слова о полку Игореве» – одна из главных причин, побудивших Леонида Алексеевича к созданию Древлехранилища, признанной во всем мире книжной сокровищницы, «библиотеки библиотек».

10 ранних идей Л.А. Творогова о происхождении и литературной истории текста «Слова о полку Игореве»:

1. Предположение о существовании елизаровского списка «Слова о полку Игореве» XVI века.

В 1939 году Леонид Алексеевич, организатор археологических раскопок близ г. Повенец Карельской ССР, впервые пишет о псковском происхождении Мусин-Пушкинской копии «Слова о полку Игореве», сгоревшей в 1812 году. 39-летний исследователь русской старины выдвигает гипотезу, что знаменитая рукопись была создана новгородцем Иосафом в 1510–1512 годах в псковском Елизаровском монастыре.

2. Версия об утрате мирожской рукописи «Слова о полку Игореве» XIII века.

В 1942 году, находясь в эвакуации в Новосибирске, Творогов вновь выступает в печати, развивая уже высказанную мысль. Следуя его рассуждениям, выходит, что новгородский книгохранитель Иосаф создавал свой список, пользуясь псковской рукописью «Слова», написанной во второй половине XIII века в псковском Спасо-Мирожском монастыре. «Мирожский» список при этом был копией с еще более древнего киевского текста 80-х годов XII века.

3. Иван Грозный – возможный читатель псковского списка «Слова о полку Игореве».

1945 год. Творогов начинает свою работу в Псковском музее. Одна из первых публикаций ученого, год назад обосновавшегося в Пскове, посвящена библиотеке Ивана Грозного. Творогов предполагает, что в царскую коллекцию попал и елизаровский список «Слова о полку Игореве». Грозному так полюбилась псковская рукопись, что он взял ее с собой в Ливонский поход и использовал отдельные выражения из текста в своей переписке с Курбским.

4. Пресвитер Спасо-Мирожского монастыря Иосиф – предполагаемый заказчик псковской копии «Слова о полку Игореве».

1946-й. Творогов второй год живет и работает в Пскове. Он пишет о деятельности пресвитера Спасо-Мирожского монастыря Иосифа. Ученый предполагает, что пресвитер Иосиф, встретившись с паломниками, которые и занесли в Псков в XIII веке киевский список «Слова о полку Игореве», заказывает изготовить копию. Мусин-Пушкинская рукопись – список с копии пресвитера Иосифа.

5. Предположение о знакомстве средневековых псковских писцов со «Словом о полку Игореве».

В том же году ученый интересуется древнерусскими произведениями, которые создавались после знакомства их авторов и переписчиков со «Словом о полку Игореве». Изучив текст «Апостола», псковской книги 1307 года, Творогов предполагает, что священник Домид, ее переписчик, был хорошо знаком со «Словом».

6. Псковские летописцы могли прочесть «Слово о полку Игореве».

1947 год. Творогов вчитывается в псковские летописи XVI века, обнаруживая в них отсылки к «Слову о полку Игореве» и «Задонщине».

7. Версия о псковском происхождении одного из списков «Слова о погибели Русской земли».

Тот же год. Творогов утверждает, что новый список «Слова о погибели Русской земли» был написан в Пскове в 1293 году в подражание «Слову о полку Игореве».

8. Гипотеза о псковском происхождении «Задонщины», составленной под влиянием «Слова о полку Игореве».

В 1949 году в результате археологических открытий псковское научное сообщество обсуждает место, в котором жил в Пскове князь Константин, сын Дмитрия Донского. Творогов откликается на дискуссию публикацией предположения, согласно которому в 1407–1408 годах в недавно обнаруженном в Пскове княжеском дворце и была написана «Задонщина», разумеется, не без подражания мирожскому списку «Слова о полку Игореве».

9. Предположение о следах псковских говоров в тексте «Слова о полку Игореве».

1949 год. Творогов создает при Псковском музее кабинет «Слова о полку Игореве». Рукописи, хранящиеся в фонде Л. А. Творогова, указывают на кропотливое «всматривание» ученого в текст знаменитого памятника древнерусской литературы. Например, исследователь замечает, что «Софей» как название храма святой Софии приводится в мужском роде. Этот редкий факт языка Творогов объясняет влиянием псковских говоров. По мысли ученого, переписчик Мусин-Пушкинской рукописи допустил характерную ошибку, которая вновь заставляет думать о том, что список создавался в Пскове.

1951 год. Мену букв «с» и «в» в сгоревшей Мусин-Пушкинской рукописи «Слова» Творогов также объясняет ее псковским происхождением.

10. Поэма Михаила Хераскова «Владимир» написана под влиянием прочитанного им «Слова о полку Игореве».

Начиная с 1945 года, Творогова интересует литературная судьба «Слова», следы прочтения памятника писателями XIX–XX веков. В 45-м году исследователь напишет в этом ключе о поэме Хераскове «Владимир». В 47-м в этом аспекте Творогов обратится к творчеству Пушкина. В 49-м напишет про целый ряд псковских деятелей культуры, которые специально занимались «Словом о полку Игореве».

Неудивительно, что в 1950 году целенаправленная работа Творогова по изучению и популяризации «Слова о полку Игореве» была отмечена премией Литературного фонда СССР.


Автор статьи: А. А. Егоров, старший научный сотрудник
Древлехранилища Псковского музея-заповедника