Скорей в музей!
«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

По платью видят, кто таков идет...

30.04.2021

Из рубрики "Музейные тайны"

В открытом хранении драгоценных металлов Псково-Изборского музея есть предметы, назначение которых не могут угадать большинство посетителей «Золотой кладовой».

Величиной с куриное яйцо, с ребристой петлей на конце, что же это такое? Нам сейчас трудно представить, что такой величины и объема могли достигать пуговицы жителя Московского царства XVII века. В допетровской Руси пуговицы были украшением весьма ценным. Их бережно хранили, перешивали с одной одежды на другую[1]. В XVII веке россияне широко использовали пуговицы как декоративный элемент одежды. Их могли располагать вокруг шеи на вороте, на боковых швах верхней одежды, на шапке[2]. Пуговицы – признак состоятельности человека.


Пуговицы КП-175. 1-2

Изготовлением пуговиц занимались ювелиры, они продавались в серебряных рядах многих городов. Они могли быть и драгоценным презентом, их оставляли в наследство. Известно, например, что К.Г. Разумовский получил в подарок от графини О.С. Разумовской пуговицы на кафтан[3]. Древнерусская одежда не оставляла открытых участков тела, поэтому украшения располагались на одежде. На портретах мы видим нашивки, запоны (пряжки, застежки, бляхи), металлические кружева, ожерелья, пуговицы. В собрании Псковского музея нет царских драгоценностей, поэтому набор украшений XVII века в нашей коллекции ограничен кольцами, серьгами и пуговицами.

Пуговицы продавались в серебряном ряду, и их покупали «на вес». В зависимости от того, для какой одежды они предназначались, варьировался их размер: от горошины, до куриного яйца. Они могли быть самой разной формы и по-разному украшены: сканые, чеканные, ажурные, с зернью и эмалью, украшенные резьбой, чернью, драгоценными камнями и жемчугом. Пуговицы в традиционном русском костюме были очень значимы. На одежде их могло быть много: на шубах количество пуговиц колебалось от девяти до двадцати четырех[4], а на тигиляях[5] Ивана IV было сорок восемь на одном, и шестьдесят четыре пуговицы на другом[6].


Н. х. Портрет участников русского посольства в Англию 1662 г. ГИМ

На одном из кафтанов Петра Первого, который хранится в Эрмитаже – 94 пуговицы. Серебряные пуговицы бытовали и в домах простых людей. В сохранившихся описях имений крестьян и посадских людей встречается большое количество металлических и среди них серебряных пуговиц[7]. Поэтому их дошло до наших дней довольно много. Это были настоящие произведения ювелирного искусства.

Большие полые яйцевидной формы пуговицы датируется ХVII столетием. Они сплошь покрыты по мелко канфаренному[8] фону чеканным рельефным орнаментом вьющихся стеблей с листьями, четырехлепестковыми цветами и плодами. Вьющиеся стебли перехвачены гладкими колечками.


Пуговица КП-175.2

Петля крупная, массивная, соответствующая весу пуговиц, выполнена в виде рубчатого кольца. Значительные размеры предполагают, что эти пуговицы были украшением тяжелых верхних одежд. Они происходят из довоенного собрания музея и впервые были описаны сотрудницей Государственного Исторического музея, крупнейшим специалистом по истории русского золотого и серебряного дела М.М. Постниковой-Лосевой.

Но такого рода украшения бытовали не только на Руси, мы видим такие же крупные пуговицы на портретах европейской знати с XIV столетия. Конечно, менялись моды и стили, но предметы роскоши, какими являлись подобные пуговицы, не теряли своей ценности.


Джованни Беллини 1430 - 1516, порт. дожа Агостино Барбариго. Церковь Санта Мария делла Калита. Венеция


Лаззаро Бастиани. Дож Франческо Фоскари. 1373 - 1457


Тициан. Портрет дожа Андреа Гритти. 1535–1540. Национальная галерея искусства. Вашингтон.


Портрет Влада III Цепеша (1431–1476), господаря Валахии.
II пол. XVI в. Из коллекции эрцгерцога Фердинанда Второго, замок Амбрас

Автор статьи: И.А. Галицкая, старший научный сотрудник отдела научно-фондовой работы Псковского музея-заповедника


[1]Уткин П.И. Русские ювелирные украшения, м., 1970, с. 78.

[2] Забозлаева Т.В. Драгоценности в русской культуре XVIII-XIX веков. Словарь. История. Терминология. Предметный мир. СПб., 2003, с. 295.

[3] Забозлаева Т.В. Указ соч., с.297.

[4] Медведева Г, и др. Указ. соч., с. 14.

[5] Тигиляй (тегеляй) – вид защитной воинской одежды – суконный стеганный кафтан с коротким рукавом и высоким стоячим воротником. Застегивался спереди на пуговицы. Носился вместо доспеха небогатыми ратниками. (Словарь Брокгауза и Эфрона)

[6] Медведева Г., и др. Указ соч. с. 14.

[7] Медведева Г, Платонова Н., Постникова-Лосева М., Смородинова Г., Троепольская Н., Русские ювелирные украшения 16-20 веков из собрания ГИМ.М., 1987, с.14.

[8] Канфарение — способ украшения поверхности предмета из металла с помощью специальных пуансонов или чеканов равномерно распложенными мелкими точками, кружками или штрихами.