Поздравляем с Днем Казанской иконы Божией Матери!
Сегодня, 4 ноября отмечается День Казанской иконы Божией Матери. Псковский музей-заповедник поздравляет всех православных с этим праздником!
Образ Богородицы Казанской – это образ победы. К нему с молитвой обращались наши предки в страшные для России годы. Икона явилась в 1579 году, после взятия Казани войском Ивана Грозного.
В Смутное время, под влиянием призывов патриарха Гермогена к объединению сил страны для отпора интервентам, в Нижнем Новгороде формируется ополчение под руководством князя Димитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Когда к ополчению присоединяются жители Казани, они приносят с собой список Казанской иконы Божией Матери и передают его князю Димитрию. Это произошло в 1611 году. С этого момента Пресвятая Богородица становится во главе ополчения в качестве духовной руководительницы народа.
Накануне штурма Московского Кремля, где засели польские отряды, в рядах русского ополчения был объявлен трехдневный пост и сугубая молитва перед Казанским образом Богородицы. 22 октября 1612 года русские войска штурмом взяли Китай-город, а еще спустя два дня освободили весь Кремль. 25 октября 1612 года русские ополченцы прошли в Кремль крестным ходом, неся впереди Казанскую икону Божией Матери – Заступницы Русской земли.
В 1709 году, накануне Полтавской битвы, вся русская армия во главе с императором молилась перед Казанским образом о даровании победы. В 1811 году в Санкт-Петербурге было завершено возведение собора в честь Казанской иконы Богоматери, который стал храмом-памятником русской армии. После войны 1812 года Казанская икона Божьей Матери стала одной из самых почитаемых в России.
В собрании Псковского музея-заповедника хранится икона, которая относится к числу редких для нашего региона, благодаря своему происхождению из Владимира. Оклад этой иконы изготовил в 1849 году представитель династии владимирских серебряников мастер Сикерин. Чеканный позолоченный оклад выполнен из единого листа позолоченного серебра, повторяет композицию иконы и покрывает всю поверхность живописи, кроме ликов Христа, Богородицы и ручки Младенца.Нимб накладной «с сиянием», излюбленный мастерами-серебряниками, в эти годы, по внутреннему контуру и длинным «лучам» украшен стразами. Поля иконы в окладе не выделены, а отмечены орнаментом высокой чеканки из листьев аканта и раковин.
Элементы орнамента одежд выполнены в невысоком рельефе, и кое-где использована резьба. Традиционные надписи сделаны золотом по темно – синей эмали. Вставки финифти взяты в касты, которые включены в чеканные картуши и украшены резным геометрическим орнаментом. На нижнем поле иконы стоит городское клеймо города Владимира – лев, стоящий на задних лапах с крестом в передних, имя мастера и клеймо пробирного надзора.
Автор статьи: старший научный сотрудник отдела хранения фондов, хранитель коллекции драгоценных металлов И.А. Галицкая.