Тайны псковского жемчуга
Жемчуг - изумительное творение природы, которое никого не может оставить равнодушным. Каждая жемчужина бесценна и неповторима. Этот самоцвет издавна символизировал счастье, любовь, красоту и богатство. На протяжении тысячелетий люди верили, что у жемчуга есть магическая и целебная сила. Он всегда считался символом верности, любви и преданности. Верили, что он укрепляет отношения между супругами и бережет от сглаза.
На протяжении многих десятилетий именно этот камень держит первенство мощного оберега. Но жемчуг ценят не только за его магические и целебные свойства. Самоцвет способствует долголетию и здоровью. А блеск жемчужин, как считается, полностью зависит от того, насколько здоров их обладатель. Кстати говоря, верили, что есть люди, которые могут «вылечить» жемчуг. Существовало много способов реанимации камня: бытовало поверье, если в мае ранним утром собрать росу и поместить в нее на время жемчужины, то потускневший жемчуг может возродиться, и, как только он вновь заиграет блеском, – то он наполнен новой силой.
Митра 1689 г. Псков
Жемчуг ценили и до сих пор ценят за сказочную красоту. Ведь украшения из жемчуга подходят ко всем стилям одежды и уместны в любых ситуациях. Красавицы прошлых веков не были исключением, и, также как и нынешние модницы, любили жемчужные украшения. Поначалу жемчуга в реках было достаточное количество, его было так много, что даже использовали жемчужную пудру. Существовали определенные секреты промысла жемчуга: мягкую жемчужину вынимали языком, держали несколько часов во рту, пока не затвердеет, затем помещали во влажную ткань, пока жемчуг окончательно не становился твердым.
Панагия. XVI в. Псков
XVI-XVII века – это время жемчуга. На Руси очень любили этот самоцвет и воспринимали его как свой родной северный камень. Сейчас трудно представить, но несколько столетий назад, в псковских реках было достаточное количество речного жемчуга, и он в бочках стоял на церковных дворах. Конечно, он не был таким крупным и ровным как морской, но часто использовался не только при изготовлении ювелирных украшений, но и для декорирования костюма, предметов культа и быта.
Увы, большая любовь к украшениям из жемчуга привела к неконтролируемому массовому истреблению жемчужниц. И знаменитый «скатный жемчуг» из русских северных рек можно встретить теперь только в музеях.
Жемчуг считали национальным русским камнем. На протяжении многих веков он оставался символом красоты. И, конечно, художники не могли стороной обойти камень, который было так интересно писать. Жемчуг любили изображать как европейские, так и русские художники. Его возможность отражать свет, придавать блеск глазам привлекали мастеров портрета. Перламутровый блеск самоцвета будто оттенял и делал чуть мягче обветренную кожу северянок.
Неизвестный художник «Портрет молодой купчихи», 1830-е годы
На протяжении веков меняются каноны красоты и моды, но остается неизменной популярность и любовь к жемчугу. Жемчуг писали не только именитые и известные на весь мир мастера, но и провинциальные художники, имена которых не всегда становились известными.
В собрании музея находится портрет кисти неизвестного провинциального художника, возможно, мастерской А.Г. Клюквина (1777-1867). Сведений о Клюквине сохранилось мало. Возможно, рисованию он обучался в Небин-Троицком монастыре, который находился недалеко от города, на берегу озера Небина. Известно, что графом Уваровым, попечителем Санкт-Петербургского учебного округа, он был определен учителем рисования в Торопецкое уездное училище, но с учительства он уходит в отставку. Живет в Торопце в приобретенном деревянном доме, занимается портретной живописью, исполняет заказные работы, именно к этому времени относятся многочисленные заказные портреты торопчанок в праздничных костюмах.
Неизвестный художник (мастерская А.Г. Клюквина) Торопец. «Портрет торопчанки с цветком». 1-я половина XIX века
Живописец любуется и позволяет зрителю любоваться каждой деталью праздничного костюма своей героини, тщательно выписывает наряд, почти материально лепит маленькие жемчужины на кокошнике, виртуозно изображает сканый узор на кольцах. Речной жемчуг лучше всего рассматривать именно на провинциальных портретах.
На портрете из нашего собрания изображена молодая женщина с мягкими округлыми формами, милая ямочка на подбородке героини подчеркивает индивидуальность ее лица. Художник любуется и красотой костюма, и неповторимым складом лица, и незамутненной ясностью душевного мира своей модели. Наивная трогательность торопчанки подчеркивается изящным цветком нежно-розового цвета. Художник доносит до нас аромат эпохи, позволяя нам заглянуть в глаза предков. Анонимный мастер работал согласно канону: прямоличная фигура с руками, сложенными под грудью, дана по пояс. Героиня изображена в традиционном костюме - белой кисейной кофте, парчовом сарафане и уникальном головном уборе – жемчужном кокошнике «шишаке» - одном из красивейших предметов женского костюма.
Кокошник конец XVIII века. Псковская губерния. Головной убор из парчи, расшитый жемчугом, из коллекции Ф.М. Плюшкина. Музей Этнографии СПб.
Шишек на кокошнике могло быть разное количество, от нескольких до 40 штук. Жесткость и объем головному убору придавали береста или очень плотная бумага. Кокошник из парчи, расшитый жемчугом. Очелье украшено «шишками», символизирующими плодородие. В конце ХVIII - первой половине ХIХ в. такие головные уборы носили женщины из состоятельных купеческих семей г. Торопца. Стоили «шишаки» довольно дорого - от 2 до 7 тысяч рублей серебром. В крестьянской среде они появились в середине ХIХ в. и использовались обычно как свадебные. В дешевых вариантах использовался рубленый перламутр или мелкий речной жемчуг, но и их цена была весьма значительной.
Обычно изготовленный на заказ, приобретенный за немалые деньги ко дню свадьбы кокошник, украшал голову женщины по праздникам, знаменательным датам и при посещении церкви, в течение всей ее активной жизни. Он бережно сохранялся, передавался по наследству от матери к дочери и служил не одному поколению.
Портрет торопецкой купчихи на смертном одре. 1-я половина XVIII века
Его с пожеланиями чадородия и долгих лет счастливой семейной жизни сваха торжественно одевала на голову невесты после венчания, знаменуя тем самым изменение ее социо-возрастного статуса и переход в разряд замужних женщин. Немногочисленные сохранившиеся к этому времени кокошники по просьбе односельчан нередко передавались владельцами во временное пользование с одной свадьбы на другую. Существовал целый обряд смены головного убора во время свадьбы. Менялся статус женщины, а по поверьям замужняя женщина не должна ходить с непокрытой головой, так как волос замужней женщины обладает колдовской силой. Даже находясь в доме, где ее никто не видит, она должна закрыть волосы, дабы не разозлить домового. Если с женщины публично срывали платок, оставляя ее простоволосой – это считалось большим позором. Конечно, что оставалось, женщине, которая прятала роскошные волосы под головной убор – правильно, украшать головной убор. Особенно он был хорош у молодух, девушек, недавно вышедших замуж. И жемчуг использовали для украшения.
Когда ловцы отправлялись на промысел жемчуга, обязательно шли перед этим в баню и церковь, дабы очиститься духовно и телесно.
Венец с иконы Спас Елеазаровский. XVII-XVIII вв. Москва.
Так как верили, что жемчуг не дается в руки тем, у кого дурные мысли и нечистое тело.
Время идет, будут появляться новые загадки и совершаться новые открытия, будут сменять друг друга года и столетия. Будут меняться лица, интересы, пристрастия, но вечными останутся красота и искусство, и музейные тайны.
Автор статьи: Алексеева О.А., начальник художественного отдела.