Тайные знаки, зашифрованные в полотенце
Из рубрики "Музейные тайны"
Полотенце. Предмет, который сегодня имеет чисто утилитарное значение. Но не так было у наших предков. Роль полотенца в жизни русского человека с древних времен была очень велика. Полотенцем украшали красный угол в избе, оно участвовало в свадебном обряде, на полотенце принимали новорожденного и опускали гроб в могилу. Именно поэтому женщины-вышивальщицы вкладывали в сюжеты вышивок глубокий смысл.
Вышивка на Руси считалась оберегом, так как еще с древности полотно было символом жизни, где сплетенные нити – это судьба людей, а вышитый узор на полотне – божественная помощь, оберег для того, кто пользуется этой вещью. Цвет полотенца всегда белый, в народе с ним соединялось представление о счастье и изобилии. А красный цвет вышивки связан с цветом крови, души.
Узоры Псковской вышивки повторяют мотивы, характерные для русского севера. Это, в основном, животные и растительные мотивы.
Полотенце из льняной домотканины (фрагмент вышивки)
Полотенце, предлагаемое вашему вниманию, вышито в технике «роспись». Это разновидность счетной техники вышивки, идущей по счету нитей ткани. Эта техника и наиболее древняя. Полотенце праздничное, изготовлено в 1870-е годы в Опочецком уезде Псковской губернии. Его длина 3 метра 65 см. Такие полотенца назывались «стеновыми», то есть были длиной «в стену». В узоре этого полотенца стилизованные геометризированные женские фигуры чередуются со стилизованными «древами жизни», а у ног женщин – птицы «павы».
Что же означает вышитое «древо». Есть старинное предание, будто мир начался с дерева. Ствол его – ось Вселенной, корни в землю-матушку ушли, а крона рассыпалась звездами в поднебесье. Дерево было незаменимо в крестьянской жизни. Это и строительный материал, и материал, из которого делалась домашняя утварь, дерево и одевало, и кормило. И не только плодами. Клен давал сахар, кедр – масло, береза – сок… Дерево и лечило. Хвойное – цингу, береза – простуду. То есть дерево – это и дом человека, и пища, и одежда, и обувь, и первый материал для письма – береста. Оно участвовало в самых разнообразных обрядах, и потому так часто крестьянки вышивали на полотенцах древо жизни.
Птица «пава». Из устных сказаний крестьянам была известна птица «пава» с очень красивым хвостом, приносящая счастье. Но павлинов они никогда не видели, и потому вышивали птицу, подобную курице или гусю, и приделывали сзади красивый пышный хвост.
Женская фигура с поднятыми вверх руками – это символ древней славянской богини Мокоши – хранительницы домашнего очага, благополучия и счастья.
Техника «роспись», в которой выполнена вышивка на нашем полотенце, довольно сложна в исполнении, поскольку идет по счету нитей, но зато придает узорам нежность, воздушность.
И на представленном вашему вниманию полотенце узор именно такой. Надо отметить, что со временем древние символы превратились в чисто декоративные мотивы. Уже в начале ХХ века, когда участники собирательских экспедиций спрашивали мастериц, почему они вышили тот или иной узор, часто можно было услышать в ответ – так бабка и мать моя вышивали, так и я вышиваю. Но, тем не менее, смысл сюжета вышивки на нашем полотенце – это пожелание долгой и счастливой жизни.
Автор статьи: Н.Гужева, хранитель фонда тканей Псково-Изборского музея-заповедника.