Выставка Ильи Сёмина «ПРИЗРАК ВОДОПАДА» во Дворе Постникова
О ВЫСТАВКЕ ИЛЬИ СЕМИНА «ПРИЗРАК ВОДОПАДА»
В афише использован фрагмент работы Андрея Яковлева "Портрет художника Ильи Семина"
Илья Семин, известный сегодня многим художник, поэт, дизайнер, издатель и галерист, родился в Пскове в 1962 году. Его художественное сознание зародилось в специфической атмосфере жизни псковской провинции. С началом 1980-х годов, когда он начал учиться в Ленинградском архитектурном техникуме, обстановка резко изменилась, что привело к творческой встряске, переосмыслению привычных понятий и развитию заложенных в нем природных способностей. Именно к этому времени относится начало занятий станковой живописью, которые были продолжены в дальнейшем.
По счастливому стечению обстоятельств, первую половину 90-х годов ему повезло прожить в заповедном историческом месте – порховской усадьбе графа А.Г. Гагарина Холомки. Ставшая в 1920-е годы пристанищем замечательных представителей петроградской интеллигенции , среди которых были Мстислав Добужинский, Владимир Милашевский, Осип Мандельштам, Николай Радлов, Корней Чуковский, она продолжала сохранять драгоценную поэтическую ауру Дома искусств - обители художников и поэтов.
Возвратившись в Псков в середине 90-х годов, он достаточно успешно преподавал в Детской художественной школе, но со временем всё больше внимания стал отдавать многообразным творческим начинаниям. Помимо участия в выставках «Арт Стокгольм» (Швеция, 2002), иллюстраций (Галерея И.И. Нивинского, Москва),«Новые имена» (Музей нонконформизма»,С-Пб,2011) и персональных выставок в псковских галереях (Галерея на Бастионной, 2002; Меншиковская галерея ,2006; Белая галерея, 2010), ВЦСИ в Витебске (2017), он стал издателем альманаха «Псковский литературно-художественный журнал» (2014), автором иллюстраций и макетов книг Е. Шешолина (1999, 2015), М. Андреева (2000), В. Потресова (2002), сборника «Культура Древнего Пскова», а также куратором и организатором фестиваля выставок художников (2011-17).
В ходе этой огромной творческой и организационной работы возникал плодотворный взаимообмен с участниками выставочных проектов и одновременно выкристаллизовывался его собственный творческий облик. В движении от картины к картине он словно бы ведёт диалог с самим собой. Самоанализ – характерная черта отечественного искусства. «Кто мы?», «Почему я такой?», «Что происходит?» … Эти мучительные вопросы, занимавшие художников, музыкантов и поэтов не одно столетие, составляют содержание большинства картин Ильи. Дитя эпохи постмодерна, в своих картинах он соединяет жёсткий анализ с прозрениями интуиции, остроту эмоционального переживания - с искренностью сокровенного художественного высказывания.
Не случайно среди его работ мы находим множество автопортретов. Человек, похожий на автора, предстаёт перед зрителем в различных психологических состояниях.
ДВОЙНОЙ АВТОПОРТРЕТ. В МАСТЕРСКОЙ. Х.М. 85х62. 2011
В оттенках авторского к нему отношения сквозит то ирония, то сочувствие, то безжалостная издёвка, то горькая усмешка. В автопортрете художник имеет право на любое преувеличение, любую деформацию, любой способ проникновения под покровы материи ради того, чтобы получить ответ на свои мучительные вопросы. Собственный психоанализ смыкается здесь с размышлением о творчестве как таковом.
Возможно, именно поэтому свои изображения он помещает в ту или иную предметную среду, например, в интерьер мастерской («Двойной автопортрет. В мастерской» 2011). Отдельные предметно-пространственные структуры, обозначающие здесь место действия, живут своей жизнью: на голубой тарелке аппетитно лоснятся куриные окорочка; в углу, на вешалке, нетерпеливо топорщится одежда; из раскрытого ящика высыпаны столярные инструменты. А среди всех этих вещей – Распятие, мучительным жестом раскинутых рук задающее нисходящее движение к удвоенной фигуре художника.
В другом автопортрете, «Прогулка по Запсковью» (1999), перед нами более лирическое прочтение темы с включением пейзажа, где доминирует фигура человека с обнаженным сердцем в глубокой задумчивости идущего сквозь город. Между хаотичными нагромождениями старых построек проступают синева заглубленного фона и серебристые блики, ассоциируясь с огибающими Запсковье реками.
ПРОГУЛКА ПО ЗАПСКОВЬЮ. Х.М. 61х90. 1999
Тема судьбы художника, мук и радостей творчества блестяще продолжена в серии портретов друзей-художников. С добрым юмором и симпатией к талантливому самобытному живописцу написана картина «Фотосессия в мастерской художника А. Жбанова», являющаяся, по сути дела, двойным портретом, поскольку в роли ехидного фотографа Семин изобразил самого себя.
ФОТОСЕССИЯ. В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА А. ЖБАНОВА. Х.М. 90х100. 2012
В серии портретных образов друзей-художников под общим названием «Человек, рассматривающий свои руки», продолжающей тему творчества, также есть подлинные шедевры, причем образный строй каждый раз индивидуален по своему решению. Так в портрете Павла Игнатьева соотношение противоречивых стилистик, создающих диссонансное «скрежетание» в пространстве одного холста обусловлено неординарностью характера изображенного.
В портрете Сергея Шиянкина из той же серии, где изображенный поразительно приближается к шагаловским персонажам, напротив, органично сочетаются приемы, по преимуществу графические, с глубиной живописного фона, словно бы вобравшего в себя трагические отблески чьих-то судеб.
Размышление о тернистых путях творчества и судьбе художника продолжают и другие работы Ильи Семина. Триптих «Искусство и натура (Проклятый город)» 2017, «Мальчик» (2019), «Не летю!» (2019), выражают целую гамму чувств: неясные иллюзии, наивные надежды и - трагическое осознание некоего тупика …
НЕ ЛЕТЮ! ПОЛУОСТРОВ ПСКОВ Х.М. 82х68 2019
В замкнутом мире, где живет маленький мальчик с шарами («Не летю! Полуостров Псков») всё заранее предопределено.« Орнамент» из псковских церквушек, словно взятый напрокат из туристических буклетов, замыкающий этот уютный мир, казалось бы, защищает его в «море жизни», но одновременно и ограничивает движение. Картина превращается в аллегорию несостоявшихся надежд.
Среди всех видов творчества, которым он отдавал и продолжает отдавать свои силы и талант, наиболее ёмкой и устойчивой формой самовыражения стала станковая живопись, предметом исследования которой явилась его собственная жизнь. В этом еще раз убеждает настоящая выставка.
ИСКУССТВО И НАТУРА (ПРОКЛЯТЫЙ ГОРОД). ТРИПТИХ. Х.М.150х120. 2017
Составившие ее работы очень разнятся между собой по способам построения формы и степени ее деформации, по стилистике и эмоциональному «послевкусию». При этом в большинстве случаев автор предстаёт перед нами как личность мыслящая и глубоко чувствующая. Уверенной рукой архитектора Илья Сёмин строит на холсте пространство своих мыслей. Однако, его живопись предполагает развитого, не ленивого зрителя, готового к сотворчеству, не похожего на тех, кто изображён на одной из его картин («В выставочном зале», 2012г.).
Особого внимания и серьёзного творческого соучастия требует от зрителя впервые экспонируемая работа «Призрак водопада (Самоизоляция)». В композиции этого монументального полотна, состоящего из шести соединенных частей, автор использовал как предметные, так и беспредметные изобразительные структуры. В кажущемся хаосе этой умозрительной композиции намечены и акцентированы основные элементы, направляющие внимание зрителя. В начале - это вертикаль двух босых женских ножек, беззаботно балансирующих на блестящей поверхности огромного перочинного ножа… Движение зрительского взгляда вправо, по горизонтали композиции, задано изображением линейки (что можно воспринять как метафору времени) с улиткой, ползущей к источнику неких пузырьков-образований. Соединяющиеся в цепочки и расходящиеся в разные стороны, они касаются и треугольника, напоминающего силуэт раскинувшей крылья летучей мыши… Названные направляющие изобразительные вехи соединены множеством «микропространств», в которых сугубо абстрактные формы соседствуют с предметными. Всё вместе создаёт ощущение некоторой объёмности, толщины переднего плана, за которым в правом верхнем углу картины проступает совсем иной, незнакомый мир. Возможно, именно в нем и скрыта истина происходящего. И уж в самый последний момент, вернувшись к началу «путешествия» по развернутому перед зрителем лабиринту, кто-то заметит следы присутствия ещё одного скрытого персонажа – некоего анонима, призрачного «наблюдателя»…
Создание этого своеобразного монументального панно продолжавшееся в течение всего столь трудного для всех 2020 года, возможно, означает для художника «перезагрузку» живописного творчества, а также - его интуитивное предчувствие неизбежности аналогичного процесса и в более широком смысле.
Выставка будет работать с 4 февраля по 3 марта 2021 года во Дворе Постникова (улица Олега Кошевого, 2) ежедневно, кроме вторника, с 11 до 18.
Стоимость входных билетов: взрослый - 150 рублей, льготный - 100 рублей.
Целевая аудитория: 16+
Текст: Н.И. Салтан, старший научный сотрудник Художественного отдела Псковского музея-заповедника