Выставка «Покой и Радость» в Центральном выставочном зале «Манеж»
12 ноября в Центральном выставочном зале «Манеж» состоится открытие масштабного выставочного проекта под названием «Покой и Радость».
На выставке в Манеже будут представлены произведения более 100 русских художников (в том числе Владимира Боровиковского и Василия Тропинина, Сильвестра Щедрина и Ореста Кипренского, Фёдора Толстого и Карла Брюллова, Ивана Шишкина и Архипа Куинджи, Михаила Нестерова и Виктора Борисова-Мусатова) из коллекций 39 ведущих музеев России и зарубежья. Куратор выставки – Семен Михайловский, ректор Санкт-Петербургской академии художеств, координатор выставки – Светлана Зенина.
«На экспозиции в Манеже не будет баталий, душераздирающих драм, пылких страстей, обостренных эмоций, пугающего мистицизма. Выставка «Покой и Радость» – это идиллическое повествование об искусстве, которое не вступило в эпоху тотальной трансформации.
Конечно, история была полна трагедий, но мы намеренно делаем акценты на мир благожелательный и умиротворенный, где bel paese Италия – место вдохновения, а в кругу семьи – тихие домашние радости, где русские мотивы навевают пасторальные настроения, а природа полна очарования. Гармония проявляется в созвучии колорита и чистоте пропорций, в безмятежности и красоте».
Семен Михайловский, куратор
Саундтрек проекта создан композитором и пианистом Антоном Батаговым. Альбом с музыкальными произведениями, которые прозвучат на выставке, впоследствии будет издан рекорд-лейблом Fancymusic – крупнейшим издателем новой российской классической музыки.
«Концепция этого проекта сразу показалась мне очень близкой, и я с радостью согласился написать музыку, которая станет проводником по выставке. Куратор в данном случае делает то же самое, что делает современный музыкант, сочиняя музыку, в которой мы не «покоряем пространство и время», а, наоборот, слушаем гармонию покоя, просвечивающую сквозь современную суету и психоз.
Италия как мечта, как образ и как источник вдохновения – и ее проекция на русское искусство. Это происходило и в живописи, и в музыке. Божественные мелодии bel canto, услышанные русскими композиторами прошлого, прорастали на русской почве совершенно иначе — не как подражание, а как новая звуковая реальность, похожая на многое, но при этом абсолютно самостоятельная, со своей магией и печальной радостью. В музыке, которую я написал для выставки «Покой и радость», «тема Италии» проходит сквозным пунктиром, как «Прогулка» в «Картинках с выставки» Мусоргского: возникая из далеких отзвуков, окрашивается в разные тона, уступает дорогу другим темам — и уходит во тьму новых времен».
Антон Батагов, композитор
Архитектурный дизайн экспозиции разработан в сотрудничестве с Агнией Стерлиговой (Planet 9) и включает несколько тематических разделов. В работах русских художников XIX века отражены образы, возвращающие нашу память к традициям прошлого, не заостряя внимание на его социальных и политических проблемах.
Псковский музей-заповедник предоставил на выставку работу художника С.Ф. Щедрина «Итальянский пейзаж» 1826–1827 гг.
Сильвестр Феодосьевич Щедрин (1791–1830) – один из выдающихся русских живописцев романтической эпохи. Одним из первых он начал выполнять пейзажи непосредственно с натуры, убедительно передавая световоздушную среду и воплощая в своих работах представление о единстве человека и природы. Полотна Сильвестра Щедрина, давно ставшие классикой отечественной пейзажной живописи, высоко ценили современники и потомки мастера.
С 1818 г. и вплоть до самой смерти Щедрин жил в Италии, однако написанные на Апеннинах картины отправлял на родину. Работая в Риме и Неаполе и окрестностях этих городов, Щедрин оказал значительное влияние на становление южноитальянской пейзажной школы (так называемой школы Позиллипо), объединявшей довольно значительную группу художников из Италии, Голландии и Германии (Антонис Питлоо, Джачинто Джиганте и другие).
В Псковский музей эта работа поступила в 1930 г. из Русского музея. Ранее находилась в Государственном музейном фонде.
Выставка будет проходить до 30 января 2022 г.